Flying Fox стоимостью $445 млн, построенная в 2019 году на одной из верфей немецкой компании Lurssen, считается сегодня крупнейшей в мире и самой дорогой яхтой, доступной для чартера, — ее длина 136 м. В марте 2022 года на пришвартованном в порту доминиканской столицы Санто-Доминго судне провели следственные действия сотрудники Министерства внутренней безопасности США. Яхта должна была покинуть порт после пополнения запасов и топлива 25 марта, однако вышла из него лишь 22 апреля. Дмитрий Каменщик, которого называли владельцем Flying Fox, под санкции не попадал, и причины задержания яхты остались неизвестны. В июне 2022 года в санкционные списки была внесена управляющая компания судна Imperial Yachts, Минфин США утверждал, что она связана с российскими гражданами, попавшими под санкции. В Imperial Yachts назвали все обвинения ложными, сейчас ее сайт не работает, в размещенном на нем заявлении говорится, что компания стала мишенью для тех, кто хотел ее уничтожить. Сейчас Flying Fox сдается в аренду яхтенным брокером Bluewater.
Этот же брокер сдает яхту Axioma (72 м), ранее принадлежавшую бывшему совладельцу ТМК Дмитрию Пумпянскому. В сентябре 2022 года ее продали с аукциона за $37,5 млн, сделка по ее продаже была закрыта после тщательной проверки нового владельца, личность которого не разглашалась. В Bluewater подтвердили Forbes, что сдают в чартер именно Axioma, которую продали на аукционе, добавив, что аренда яхты уже забронирована на август.
Пумпянский купил яхту в 2013 году за $67 млн, в марте 2022 года миллиардер попал под санкции Евросоюза, все его счета были заблокированы, а яхта заморожена на Гибралтаре. Пумпянский был поручителем по кредиту в размере $21,5 млн, который JP Morgan выдал управляющей суперъяхтой компании Pyrene Investments. Чтобы вернуть деньги, банк потребовал продажи Axioma. Пока это единственный случай реализации замороженных из-за антироссийских санкций яхт. 26 июня европейские санкции с Пумпянского сняли по решению суда.
В сентябре 2021 года по заказу Дмитрия Пумпянского на турецкой верфи Dunya Yachts началось строительство его второй яхты — 48-метровой My Bro. Судно, по планам, должно было стать вспомогательным для яхты Axioma — принимать гостей, прилетающих вертолетом, не тревожа пассажиров основного судна, перевозить различные водные игрушки и даже субмарины. Стоимость строительства новой лодки оценивалась в $25-30 млн, ее должны были отдать заказчику в 2023 году, но достроили только в 2024-м и сейчас сдают в аренду как самостоятельное судно, обещая незабываемый отдых для самых взыскательных гостей.
Трехпалубная парусная Black Pearl («Черная жемчужина»), одна из самых красивых и экологичных суперъяхт в мире, сдается в чартер за €1,2 млн в неделю. Судно, стоимость которого оценивается в $200 млн, было построено в 2018 году для российского предпринимателя Олега Бурлакова, умершего от коронавируса в 2021 году. После смерти бизнесмена парусник оказался в центре громких судебных разбирательств за его наследство. Законными наследниками считали себя его вдова Людмила и взрослые дочери Вероника и Елена, однако младшая сестра Бурлакова Вера Казакова и ее супруг Николай предъявили суду завещание предпринимателя, по которому все его имущество должно быть передано им. 22 ноября 2022 года Люблинский суд Москвы признал наследниками Бурлакова чету Казаковых. В сентябре 2023 года Людмила Бурлакова в британском суде подала иск против Казаковых, утверждая, что мошенничество с использованием поддельных документов лишило ее справедливой доли в наследстве покойного супруга. Свой ущерб она оценила в $1,2 млрд. Спор пока продолжается, поэтому вполне возможно и вовлечение в него парусника «Черная жемчужина» вместе с арендаторами.
Впрочем, сегодня есть риски для аренды любых суперъяхт, связанных с Россией.
«Представим ситуацию, что страна, в порт которой приходит яхта вместе с арендаторами, меняет свою позицию на прозападную или проамериканскую, — объясняет адвокат, партнер адвокатского бюро BGP Litigation Сергей Гландин. — Что происходит дальше? У нас есть пример с задержанием яхты Amadea властями Фиджи по просьбе американского посольства, хотя между странами даже договора для подобных случаев не было. Есть история с задержанием и обысками на яхте Tango в Испании по ордеру американского суда. И чартерную яхту могут задержать и изъять в качестве вещественных доказательств личные вещи арендаторов до выяснения определенных обстоятельств. Ордер может быть на яхту, а пострадают все, кто находился на ее борту. Нельзя исключить и того, что арендаторы могут оказаться в местном СИЗО, пока власти решают, что им предпринимать с американским ордером или запросом».
Ради чего все же стоит рискнуть и взять в аренду русскую суперъяхту — в фотогалерее Forbes.